Ефимова Алла Петровна,сайт воспитателя МДОУ "Детский сад"Сказка"п.Правохеттинский"

Итоги работы творческой группы по внедрению инноваций региональной инновационной площадки МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»

1 слайд Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

2 слайд  - уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи.

Но прежде чем научить детей этому методу не плохо бы самим хорошенько разобраться, что же это такое «исследовательская деятельность»?

Являясь педагогом-тьютером на институциональном уровне по исследовательской деятельности в МДОУ «Детский сад  «Сказка» п. Правохеттинский» и побывав на первом заседании РИП (региональная инновационная площадка) по направлению «Развитие исследовательской деятельности воспитанников», мною был составлен план работы на текущий  

3 слайд

учебный год с педагогами ДОУ, согласно которого, воспитатели познакомились с методами и приёмами формирования познавательных компетенций у детей дошкольного возраста посредством активизации

4 слайд исследовательской деятельности, расширяли свои представления о методах и приёмах активизации исследовательской деятельности по методике А.И. Савенкова,

5 слайд обогатили развивающие зоны для проведения исследовательской деятельности дошкольников, делились собственным опытом, привлекали к исследовательской деятельности родителей воспитанников.

6 слайд Показ презентации (слайды работы с воспитателями, развивающих зон, родители)

7 слайд В своей работе я применила проектно-исследовательскую деятельность по методике Александра Ильича Савенкова, адаптировав ее под возрастную категорию 2 младшей группы. Конечно, в полном объеме реализовать данную методику с малышами очень трудно, но заложить основы самостоятельной исследовательской деятельности вполне возможно. Очень важную роль в реализации данного  проекта  играют родители воспитанников  через  участие в организации развивающей среды и в самом проекте.

 Одним из этапов реализации моего педагогического проекта «Семья» стал мини-проект «Вода, водичка».

8 слайд  Показ презентации (слайды по моему проекту)

9 слайд Реализация проекта началась с предварительной беседы с детьми «Что мы знаем о воде?», так как детки еще маленькие, все ответы зарисовывала я, тем самым развивала у своих воспитанников зрительную память. Затем мы повторили все что нарисовали и обратили внимание на то, что еще осталось место для рисунков. А где же мы еще можем узнать о воде? У кого мы можем узнать? Дети стали предлагать варианты, а я обобщала  

10 слайд  ответы и выставляла готовые карточки «посмотреть в интернете», «спросить и специалиста», «прочитать в книге». Книги же конечно  у меня оказались под рукой. «А кто же нам поможет прочесть?» На такие вопросы маленькие дети часто отвечают «Я!», предоставляем им такую возможность посмотреть, полистать и понять, что нужно обратиться за помощью к взрослым – воспитателю, маме, папе, бабушке брату и т.д.

Когда дети попросили меня прочесть в книге, я озвучила информацию, которую дети не называли и спросила, что нового они узнали о воде? Это так же было зарисовано. Теперь мы вспоминаем, как нам удалось столько узнать о воде? Если дети затрудняются, я им подсказываю, что с начала мы подумали и выставляю карточку, выстраиваю последовательность и прошу детей дома узнать у родителей как и где можно использовать воду.

11 слайд  Домашнее задание дублирую в контактной группе, прошу родителей спросить у детей о домашнем задании.

12 слайд  Далее по плану: повторяем, что знаем, добавляем, что узнали дома, проводим эксперименты, опыты, игры. Все  новые данные зарисовываем.

13 слайд  Концу недели родители приносят фотоотчеты мы их просматриваем, дети поясняют, что и как они делали, делаем выводы о воде.

14 слайд Так как первые шаги в исследовательской деятельности по методике Савенкова А.И. нами уже сделаны, мы планируем в дальнейшем

15 слайд продолжить работу в этом направлении.

16 слайд Так же воспитателями  других групп активно  применяются разные методы и приемы  в познании закономерностей и явлений окружающего мира - это наблюдение, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, эксперимент, опыт, дидактическая игра, использование

17 слайд художественного слова, наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, трудовые поручения, фиксация результатов.

18 слайд Показ презентации (показ слайдов с занятий старших групп)

Программное содержание занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших воспитанников . Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познавательной деятельности. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной её части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помочь осознать их внутренние свойства и отношения. В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен.

Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т. д. Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения – функция развития.

19 слайд Литература:

1. Методика исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте (А.И. Савенков) Емолкина М.Е. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/26/metodika-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-starshem-doshkolnom-vozraste

2. «Методика проведения тренировочных занятий»

18 апреля 2019 в 17:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.