Ефимова Алла Петровна,сайт воспитателя МДОУ "Детский сад"Сказка"п.Правохеттинский"
Выступление на педсовете по теме: «Исследовательская деятельность дошкольников»
Исследовательская деятельность из опыта работы. Дошкольники – прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. . Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: -Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. -Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. -Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. -Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. -Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В нашей группе создана соответствующая предметно-развивающая среда: - созданы условия для детского экспериментирования, имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы; - в книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература; - картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения; - дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность; - соблюдение общих правил: самое главное – творческий подход к проведению исследовательской работы; - учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций; - не сдерживать инициативных детей; - не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно; - не спешить с вынесением оценочных суждений; - помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.); -организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но и в свободное от занятий время. Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей, начиная с младшей группы. Для этого организую игры-экспериментирования с разными материалами: - игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»); -игры «Бизиборд»; - игры с пластилином, красками, кенетическим песком, водой и др.
18 апреля 2019 в 17:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.