Ефимова Алла Петровна,сайт воспитателя МДОУ "Детский сад"Сказка"п.Правохеттинский"

«Исследовательская деятельность дошкольников»

   Выступление на педсовете по теме:

«Исследовательская деятельность дошкольников» Ефимова А.П.. воспитатель,первая квалификационная категория    2017 г

Исследовательская деятельность из опыта работы.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской

деятельности.  Главное достоинство применения метода экспериментирования в

детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

-Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

-Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

-Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для

достижения определенного результата.

В нашей группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:

- созданы условия для детского экспериментирования, имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы;

- в книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные

разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные

детям информативные тексты, детская художественная литература;

- картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения

видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения;

- дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и

наблюдательность;

- соблюдение общих правил: самое главное – творческий подход к проведению

исследовательской работы;

- учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых

инструкций;

- не сдерживать инициативных детей;

- не делать за них то, что они могут сделать или могут научиться делать

самостоятельно;

- не спешить с вынесением оценочных суждений;

- помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи

между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.);

-организация поисково-познавательной деятельности детей не только на занятиях, но

и в свободное от занятий время.

Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей,

начиная  с младшей  группы.  Для  этого  организую  игры-экспериментирования  с разными материалами:

- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и

узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);

-игры «Бизиборд»;

- игры с пластилином, красками, кенетическим песком, водой и др.


В уголке природы, например, посадка лука и наблюдение за его развитием.
Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры, создание условий для участия детей в трудовой деятельности; формирование представлений о том, как выращиваются огородные растения, знания детей об условиях, необходимых для роста растений; знакомство с лекарственными свойствами зеленого лука; развитие творческой, познавательной активности, устойчивости внимания, наглядно-действенного мышления, мелкой и общей моторики, композиционные умения; развитие речи детей, активизация словаря (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка); развитие трудовых навыков; воспитание бережного и доброго отношения к природе; желания производить трудовые действия, помогать взрослым; формирование чувства ответственности при уходе за огородными растениями: рыхлить почву, вовремя полить, предохранять от прямых солнечных лучей.
Этапы исследования: 
Рассматривание луковиц, определение донца.
Подготовка почвы.
Посадка лука.
Уход за растениями (полив, рыхление почвы, удаление сорняков) и наблюдение за его развитием.
Употребление в пищу.
Результат:
В дальнейшем дети ухаживали за посадками лука, с интересом следили за его ростом. А когда лук подрос, с удовольствием употребляли в пищу, добавляя в первое блюдо за обедом.
В своей практике я также использую методические рекомендации А. И. Савенкова по обучению дошкольников навыкам исследовательского поиска, не только в экспериментальной деятельности, но и других образовательных областях. Один из наиболее излюбленных мною методов – это метод зарисовки исследуемых объектов (модули, мнемотаблицы). Детям очень нравится, когда они самостоятельно могут составлять рассказы по объекту по готовым модулям или принимать участие в создании модулей самостоятельно.

17 апреля 2019 в 17:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.